image1 image2 image3 image1

: Главная Основы Журналистики Журналистское расследование: поиски жанра. Александр Станько


Журналистское расследование: поиски жанра. Александр Станько
Теория журналистики - Основы Журналистики

журналистское расследование: поиски жанра. александр станько

Александр Станько. доктор филологиеских наук, профессор кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики Ростовского госуниверситета.

Знакомство с журналистскими расследованиями в средствах массовой информации оставляет горький осадок. При их характеристике в научной литературе встречаются такие определения как преследовательская журналистика, черный пиар и пр. (1,235).

Журналистские расследования отражают современную действительность на срезе острейших политических, экономических и нравственных потрясений, обусловленных интенсивным становлением рыночных отношений, радикальной демократизацией всех сторон нашей жизни. Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие кричащих фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции. По мере развития цивилизованных форм демократии, улучшения экономического и нравственного состояния общества, стабилизации мирной жизни россиян проблематика журналистских расследований войдет в иное русло, исчезнут с авансцены политическое киллерство и грязные тех-нологии пиара.

Вместе с тем нынешнее состояние жанра позволяет выявить некоторые позитив-ные тенденции его дальнейшего существования. Для этого целесообразно обратиться к анализу текстов, их жанрово-стилистического своеобразия.

Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагают учет, по меньшей мере, двух существенных моментов. Во-первых, публицист показывает весь путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия. Репортер выражает свое отношение к конфликту с помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов, эмоционально воз-действует на читателя, слушателя, зрителя.

Читатель должен увидеть весь объем проделанной журналистом работы, оценить полноту и достоверность собранного им фактического материала, весомость аргументации, справедливость заключений и на этой основе выработать собственную пози-цию, которая, если репортер успешно решил поставленные задачи, совпадает с выводами автора. Благодаря наглядности проведенного журналистом расследования, прозрачности механизма деятельности автора, очевидными становятся как сильные, так и слабые стороны публикации, выявляется ее эффективность.

Во-вторых, продумывая композицию журналистского расследования, автор стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, максимально заинтересовывая читателя в его развязке. Таким образом, журналистское расследование обретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра. Однако если в детективе центральной фигурой является личность следователя, его привычки, манера поведения (например, Мегре, Коломбо, Фандорин), то в данном случае автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.

Газета Совершенно секретно (1999, №10) опубликовала криминальную исто-рию В. Лебедева Убийство в селе Боево с подзаголовком: Наш корреспондент через два года после трагедии сумел раскрыть страшное преступление . По сложившей-ся традиции, заголовок расследования дан броско, плакатно. Присутствует коллаж: панорама села, фотография убитого юноши в матросской форме и отдельно - его одежда в момент трагедии.

Традиция в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть сенсационный характер публикации. Такого рода гвоздевой мате-риал часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Коллаж является его визитной карточкой. В данном случае коллаж открывает окно в реальную ситуацию. Читатель видит обычное мирное село с деревянными строениями и окружающими их деревьями. Диссонансом на этом фоне выглядит одежда убитого, присутствие которой поясняется следующими словами: Окровавленную одежду сына мать до сих пор хранит дома. Следствию она не понадобилась . Такое оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на которые он ищет в тек-сте.

Экспозиция расследования В. Лебедева, изображающая положение действующих лиц и обстановку до начала событий, заслуживает цитирования по ряду причин. Преж-де всего она рисует необычные и странные обстоятельства, при которых завязывается конфликт. Создается налет загадочности, таинственности, составляющий непременное условие детективного повествования:

Этот междугородный телефонный звонок был одним из многих. В очередной раз оторвавшись от работы, я снял трубку, представился. Взволнованный баритон стал рассказывать мне путаную, совершенно непонятную историю о чьей-то смерти, о каких-то снах. Мне пришлось прервать незнакомца. История на статью явно не тянула, а обнадеживать человека не хотелось. Но тот, в трубке, совсем, казалось, не огорчился, напротив, стал настойчивее:

- Я убежден, что кто-нибудь из вашей газеты займется моим делом.

- Тогда звоните завтра утром…

- Я уверен, что мне поможет человек с одним рукавом. Так снилось Зинаиде Григорьевне, а ее сны сбываются.

- Это явно не про меня. Звоните завтра.

Править статью почему-то не хотелось. Прихватив чашку с кофе, я направился к креслу, по пути мельком взглянул в висевшее на стене зеркало - и чашка чуть не вы-летела из рук! Из зеркала на меня смотрел человек с одним рукавом!…

Надо же. Перед странным звонком я, правя материал, машинально закатывал ру-кава своей джинсовой рубашки. И успел закатать только один рукав. Совпадение, не больше, но почему-то назавтра я примчался в редакцию первым. Звонок. Снимаю трубку. Тот же голос, что и вчера, узнав меня, расстроился:

- Вам моя история неинтересна… Помогите найти человека, у которого один рукав.

- Нашел. Это я .

Первые строчки произведения играют особую роль. От них во многом зависит, будет ли читатель знакомиться с текстом дальше, или нет. Начало расследования В. Лебедева заинтриговывает читателя.

Вторая причина, заставляющая обратить внимание на процитированное вступле-ние, касается проблемы домысла и вымысла в публицистическом жанре. Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность, лирические отступления и прочие элементы художественности выходят за пределы этой системы. Их присутствие считается естественным в художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу - догадке, основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу - плоду авторского воображения, фантазии.

М. Кольцов, обращавшийся к жанру журналистского расследования, писал: Я старательно избегаю присочинения бород к людям, которые, может быть, в жизни бреются, присваивания народного говора людям, которые, может быть, говорят по-книжному и т.д. Применяю это в самых редких, исключительных случаях, через силу, нехотя. Поскольку же мне приходится все-таки пользоваться вымыслом, я ввожу его в чистом виде, кусками, совершенно беллетристическими, не отражающимися на фактическом материале (2, 426-427). При таком подходе стилистические приемы обработки материала, диалоги и сценки, сочиненные автором, не ведут к искажению сущности изображаемого явления. Сказанное имеет непосредственное отношение к Убийству в селе Боево и выявляет одну из тенденций развития жанра журналистского расследования.

Завязка, как начальный момент в развитии конфликта, изложена лаконично и подготовлена экспозицией: В Воронежскую область я выехал в тот же день. Пред-стояло выяснить обстоятельства гибели Жени Никонова. Задача непростая, ведь про-шло более двух лет. В момент гибели ему исполнился 21 год. Интуиция подсказывала, что это дело гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд .

Система связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая сюжетную ткань расследования, открывается приездом журналиста в село Боево и завершается его отъездом из села. Обращает на себя внимание активная авторская позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора фактов, как наблюдение, интервьюирование, работа с документами, эксперимент.

В общем, самое обычное село. Обычное, если не считать того, с чем столкнулся я в первые минуты пребывания в нем. Четверо ребят десяти-одиннадцати лет проезжа-ли мимо на подводе. Трое грызли молодые початки сырой кукурузы, а четвертый по-гонял тощую лошаденку. Как вы думаете, чем в Боево погоняют лошадь? Поводьями? Нет. И не прутиком, и не отцовским хлыстом - вилами. Причем не черенком, а зубьями. Бедная кляча перебирала ногами, и кровь с ее крупа капала на боевскую землю.

- Как мне добраться до дома Никоновой Зинаиды Григорьевны? - остановил я женщину в резиновых сапогах и домашнем халате. Окинув меня безразличным взгля-дом с ног до головы и почти не шевеля губами, она произнесла: Иди вон той дорогой. Держись правой стороны, той, где бегают крысы… А потом выйди на чистую дорожку и будет дом.

Как и экспозиция, сцена знакомства журналиста с местом происшествия выпол-нена в беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, придает повествованию некоторую мистическую окраску. Если на этом этапе фактический материал и бел-летристические куски , пользуясь терминологией М. Кольцова, представлены в тексте самостоятельно, то в дальнейшем реальность и сновидения перемежаются, хотя доку-ментальная основа при этом не размывается и четко излагается автором. В журналист-ском расследовании В. Лебедева имеются три раздела с одинаковым названием

Рассказ Зинаиды Григорьевны - это ее сновидения, которые представляют собой параллельное, наряду с проводимым репортером расследованием, развитие сюжета и усиливают эмоциональный фон, обостряют конфликтную ситуацию.

Из первого рассказа Зинаиды Григорьевны явствует, что ее сын приехал в отпуск из армии, его ждала невеста, была назначена свадьба. Юноша отправился на встречу с невестой и не вернулся. Привезли его из морга в 16.00. Ровно 21 год назад я его роди-ла, в тот же день и в то же время ,- завершает свой первый рассказ Зинаида Григорьевна, из которого читатель узнает о ее вещем сне, в том числе и о человеке с одним рукавом, который поможет раскрыть преступление.

В. Лебедев посвящает читателя в свои сомнения относительно выбора пути рас-следования конфликта и, в частности, первого шага. Таковым становится его знаком-ство с материалами уголовного дела Евгения Никонова. Выписки из обвинительного заключения, приведенные репортером, свидетельствуют о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), ставшем причиной гибели юноши. Но что-то меня насторажи-вало. Стал сравнивать показания свидетелей. Попытался вникнуть в выводы следст-вия ,- пишет автор. И далее анализирует материалы уголовного дела, находит проти-воречия, упущения. И закралось подозрение, что следствие сознательно не обращало внимания на факты, красноречиво свидетельствующие о том, что было все, что угодно, только не авария. Я просмотрел видеокассеты с записью судебного заседания. И уве-ренность в том, что имело место ДТП, истаяла окончательно ,- так журналист при-водит читателя к конфликтной ситуации, которая становится объектом дальнейшего расследования.

Эффективность деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал, обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы. Эту зада-чу В. Лебедев решает с помощью приема, многократно использованного в расследова-нии.

Он пересказывает читателю свой сон, в котором маленький человечек угостил его яблочным пирогом и густым какао, а затем указал ему на листок бумаги на столе: Т-там п-план,- сказал дрожащим голосом маленький человечек.- Я кивнул и - проснулся . Собираясь в Боево, репортер обнаружил листок бумаги с ранее составлен-ным планом действий: Под цифрой I значилось: Одежда Жени Никонова . И я по-чувствовал привкус какао . Оказалось, что одежда погибшего хранится родителями, но суд ею не заинтересовался. Дальнейшие действия журналиста подтверждают ори-ентацию его расследования на правовую модель следствия:

Дело в том, что при аварии, да еще такой серьезной, повлекшей смерть челове-ка, на одежде сохранились бы счесы, дыры и частицы асфальта, а на одежде Никонова даже пуговички не оторвалось. Вся целехонькая и чистая. Только огромные, заплесне-вевшие от времени пятна крови, стекавшей из раны на голове. Пятна на одежде распо-лагаются так, как если бы человек сидел с пробитой головой, а не лежал головой вниз , как изящно выразилась судья (очевидно, лицом вниз и головой вниз для нее одно и то же. Криминалистическая экспертиза одежды потерпевшего почему-то не проводилась.

Под цифрой 2 на моем листочке стояло: Место ДТП . Я взял рулетку и не-сколько часов проползал с нею, измеряя ширину обочины и ту часть дороги, где якобы произошла авария. Сравнил свои данные со схемой ДТП, представленной суду следователем Колодезянского отделения милиции Агушевым И.Е.: схема составлялась где угодно, только не на месте аварии. Своими выводами я поделился с Зинаидой Григорьевной .

Второй рассказ Зинаиды Григорьевны, а точнее ее сон, подготавливает кульминацию расследования. Виновными в гибели юноши она объявляет колодезянских милиционеров, которые приснились ей, причем один с окровавленным топором в руках, и называет их фамилии. Между тем В. Лебедев продолжает собственное расследование:

Если не было дорожно-транспортного происшествия, то что же тогда было? Я опять обратился к листочку из блокнота. Под цифрой 3 значилось: Узнать о драке . Вот и попытался узнать, была ли в ночь с 27 на 28 июля драка в селе Боево или в близ-лежащих населенных пунктах. Густо запахло яблочным пирогом… Репортер полу-чил документальное свидетельство о драке на дискотеке в поселке Дзержинском в День Военно-морского флота, в ней участвовали и её усмиряли сотрудники Колодезянского отделения милиции, заявившие журналисту, что они никуда не выезжали, не получали никаких сообщений и что драки никакой никогда вообще не было . Эти высказывания журналист опровергает документальными материалами и показаниями свидетелей: Не учли сотрудники милиции, что под пунктом 4 у меня будет выведено Клиники . Я обратился во все близлежащие больницы и санитарно-медицинские части и узнал, какие больные поступали в медицинские учреждения 28 июля с 0 часов 30 минут до 10 часов 30 минут. Несколько человек обратились за медицинской помощью после драки… Равно как не учли, что патрульно-постовая служба получила со-общение об этой грандиозной драке. Я благодарен местной ППС, что многим постовым не нравятся методы работы колодезянцев, и они готовы выступить на стороне за-кона .

После реализации четырех пунктов намеченного плана расследования репортер четко формулирует собственную версию происшествия: Приехавшие на вызов мили-ционеры увидели своих же собственных сослуживцев. Разбираться, кто прав, кто виноват, не стали. Били всех подряд. А после того, как один из них стал махать топором, молодежь разбежалась. На поле боя все было залито кровью. А двое ребят, Евгений Никонов и Виктор Плякин, лежали без сознания. Вот тогда, очевидно, чтобы скрыть свою причастность к их травмам, местные органы правопорядка и решили срочно при-думать ДТП. Женю Никонова признали потерпевшим, а чудом выжившего Плякина сделали обвиняемым .

Третий рассказ Зинаиды Григорьевны может служить прообразом эпилога. Она повествует о бедах, постигших всех, кто лжесвидетельствовал на суде или участвовал в убийстве сына. Репортер подтверждает справедливость ее слов.

Развязка, как результат развития событий, дается в расследовании с соблюдением правовых и этических норм. Имена подозреваемых в преступлении не названы. Одна-ко, если вспомнить о сне Зинаиды Григорьевны, то эти имена становятся секретом полишинеля.

А убийцу я нашел. Пункт 5 в моем блокноте: Милиция . Кстати, в тот момент, когда стало известно, кто убил Женю Никонова, я ел в нововоронежском уличном кафе яблочный пирог с какао. Но уже ничему не удивлялся. Я знаю человека, который нанес смертельную травму Евгению Никонову (его фамилию не называю умышленно по той причине, что в отличие от работников Колодезянского отделения милиции, знаю законы, а уж тем более закон о СМИ). Мною установлены фамилии сотрудников Колодезянского отделения милиции, на чьих глазах это убийство соверши-лось - всего девять человек… Аудиокассеты - 8 шт., видеокассеты - 3 шт., в том числе из зала суда, одежду Евгения Никонова, фотоматериалы, вскрытые письма, отправленные с 1997 года из разных источников по адресу семьи Никоновых, и другие необходимые для следствия документы обещаю передать по первому требованию Управления по собственной безопасности ГУВД России .

Последняя заключительная сцена, финал журналистского расследования В. Ле-бедева, выдержана в одном стиле с экспозицией, прологом. Автор в скором поезде возвращается домой: Спустя три часа раздвинул шторки на окне купе. То, что я уви-дел, повергло меня в оцепенение. За окном станции, к которой мы подъехали, висела знакомая табличка: Колодезная . Оказалось, что поезд сделал круг в связи с аварией на железной дороге. А теперь мне стали сниться странные сны - в них я пытаюсь и никак не могу вырваться за пределы села Боево ,- этими словами завершается текст.

Литературная форма изложения документального материала, остросюжетность повествования ставят журналистское расследование В. Лебедева в ряд художественной публицистики. Таков один из путей развития жанра, традиции которого заложили В. Короленко, А. Свирский, М. Кольцов.

На анализе статистических данных основывается журналистское расследование В. Коваленко Как испарялась сталь , опубликованное в газете Невинномысский рабочий (1999, № 12-13. Поводом к нему послужило письмо в редакцию, автор которого жаловался на пропажу металлической утвари из садового домика. В. Коваленко увидел за частным фактом актуальную проблему, возникшую в связи с выдачей Гос-комитетом РФ по охране окружающей среды лицензий на право утилизации, складирования, перемещения промышленных отходов и появлением многочисленных ООО, АОЗТ, ЗАО, организовавших скупку у предприятий и частных лиц отходов черных и цветных металлов.

Городские приемные пункты ставят превыше всего собственную выгоду и не брезгают краденым сырьем. В погоне за цветным металлом воры тянут из садовых участков всякий металл, даже алюминиевые ложки: Из информации, представленной городским советом добровольного общества садоводов: с/т Барсучки - сняты бронзовые краны с водопровода на пяти улицах. С/т Гудок - разорено более 20 участков. С/т Квант - более 100 участков, снята линия электропередач в обществе. С/т Заря - практически все участки обчищены . И так можно продолжать по всем 46 садоводческим товариществам .

Автор анализирует методы борьбы с хищениями и высказывает свое отношение к ним: По имеющейся у меня информации, уже несколько раз создавались небольшие заградительные отряды садоводов, вооруженных охотничьими ружьями и сельскохозяйственным инвентарем. Они делали засады на дачах, но безрезультатно. К счастью, надо сказать, потому что результатом таких засад может стать самосуд над ворами .

Журналист последовательно укрупняет проблему хищения цветных металлов и приводит примеры подобных краж на предприятиях: Воруют все -- от металлолома до заготовок из деталей, срезают кабели на подъемных кранах, детали и компоненты машин и механизмов, в общем, тянут все, что блестит. Высокие заборы и военизированная охрана тому не помеха. Зафиксированный правоохранительными органами рекорд по весу украденного принадлежит одному молодому электрику ОАО Невинномысский Азот . Ему удалось похитить 5831 кг. лома нержавеющей стали и благополучно сбыть его .

В ходе расследования В. Коваленко вскрывает новые факты хищений цветных металлов, которые создают угрозу для жизни многих сотен людей, показывает сложный механизм действий злоумышленников: Ранее и по сей день основным способом добычи цветного металла на железной дороге была вырубка медных дроссельных перемычек. Не только на нашей станции, а по всей Северо-Кавказской железной дороге. Рубили все, кому не лень: и стар, и млад. Их с успехом ловили. Ныне же работают высокопрофессиональные бригады , вырубают так умело, что не сразу и обнаруживают повреждения . Автор говорит о случаях трагической гибели дроссельрубов , о создании силами линейной милиции оперативных заслонов в местах возможной вы-рубки, о замене медных перемычек на биметаллические, сообщает цифры задержанных милицией воров.

Своеобразной кульминацией расследования становятся приведенные автором факты хищений, масштаб которых сопоставимы разве что с последствиями военных действий: Совсем недавно были разграблены четыре действующих электрических подстанции в 15-м микрорайоне. Разбиты трансформаторы и с них похищены медные клеммы… По ул. Западной, что в Рождественке, умельцы вырезали пять пролетов резервной высоковольтной линии, оставив на некоторое время без света часть поселка. Вырезан кабельный переход через дорогу Ростов-Баку. Украдена линия электропередач, соединяющая лагерь отдыха Гренада с цивилизацией. С территории очистных сооружений похищено 180 метров силового электрокабеля .

В. Коваленко, основываясь на индуктивном методе, движется от частных наблюдений к общему выводу и завершает разбор фактов таким обобщением: Всего за 1998 год городским УВД было возбуждено 81 уголовное дело по фактам краж изделий из цветного металла с предприятий и частных владений города. Прямой ущерб от краж составил 1000000 рублей (деноминированных) .

Прозвучавшая в читательском письме жалоба на хищение алюминиевых ложек из садового домика выросла в расследовании журналиста до размеров государствен-ной проблемы. И читатель вправе ожидать от репортера предложений, рекомендаций для ее разрешения. Они являются итогом расследования, своеобразной его развязкой. Автор пишет: Но на сегодняшний день ни милиция, ни прокуратура, ни администра-ция Невинномысска неспособны противостоять валу преступлений, который обрушил-ся на горожан. Для этого нужна законодательная инициатива сверху от тех, кто в свое время дал лицензии на право заниматься утилизацией, складированием, хранением, перемещением промышленных отходов . В. Коваленко сообщает о действиях местных властей в этом направлении и высказывает в заключительных строках собственное мнение о путях решения проблемы: Радикально прекратить массовые кражи металла можно только одним способом - законодательно запретить организациям, осуществляющим приемку и сдачу цветных металлов, принимать его от физических лиц. Пусть все эти ЗАО, ООО, АОЗТ работают с предприятиями, раз уж на то пошло. Другого пути решения этой проблемы нет .

Отличительная особенность материала В. Коваленко - открытость источников, из которых автор почерпнул цифры и факты в процессе исследования актуальной проблемы. Воплощению авторского замысла содействуют исследовательские навыки ре-портера, искусное пользование статистическими данными на сайтах госучреждений.

С компьютерными технологиями связана еще одна тенденция в развитии жанра журналистского расследования. Ростовская газета Жизнь опубликовала под рубрикой Расследование Жизни материал И. Ивановой Американцы обещали детям рай, а устроили ад (2001, №16). В подзаголовок вынесены слова Семилетнего русского мальчика Витю Тулимова приемные родители избили, искалечили и бросили умирать в ледяную подсобку .

Материал состоит из нескольких разделов, снабженных подзаголовками. В предисловии сообщается о том, что семья американских фермеров из штата Нью-Джерси решила взять на воспитание двух сирот из развивающейся страны, и местные газеты захлебнулись от умиления , прославляя образцовую семью. Следующий раздел Поиски повествует о том, как с помощью специализированного сайта в Интернете американцы выбрали двух очаровательных малышей из Благовещенска и отправились за ними. Под заглавием Усыновление рассказывается, как легко расстались в детском доме Благовещенска с двумя детьми и даже помогли американцам прихватить третьего - старшего брата близняшек. В разделе Смерть сообщается, что в доме приемных родителей полиция обнаружила в одной из подсобных комнат, где не было отопления, скрючившегося в жалкий комочек, окоченевшего мальчика. Он был без сознания. Сунули градусник и ахнули - температура была 25 градусов! В местной больнице врачи, осмотрев Витю, ужаснулись - раны, ушибы и синяки покрывали все его худенькое тело!

Под заглавием Обвинение приводятся результаты судебного разбирательства: Американских родителей арестовали. Обвинения, предъявленные им, повергли Аме-рику в шок. Оказалось, образцовые Мэтти нещадно били приемыша. Судмедэкспер-ты обнаружили на теле Вити сорок различных повреждений, несколько свежих и несколько старых, уже сросшихся переломов. Причем заживали все эти многочисленные травмы поистине как на собаке: абсолютно никакой медицинской помощи Витя не получал! Господи, сколько же страданий и мук пришлось вынести ему и его маленьким братишкам! Выяснились и другие дикие подробности. Оказывается, американская мама кормила русских приемышей сухими бобами и не давала пить. Их часто били специальным кнутом и запирали в темной, холодной подсобке… В конце концов семейке садистов предъявили обвинение в убийстве русского мальчика. И… отпустили под залог в 35 тысяч долларов! А близнецов Володю и Женю отправили в приют .

Заключительный раздел под названием Россия показывает деятельную роль автора расследования: Я долго пыталась выяснить: каким образом иностранцам удалось так быстро усыновить сразу трех здоровых мальчуганов. И везде натыкалась на глухую стену равнодушия. Департамент образования Москвы, аппарат уполномочен-ного по правам человека в РФ, управление детских домов Министерства образования России - все, словно сговорившись (может, и вправду сговорившись, переводили стрелки друг на друга. Только в управлении социально-педагогической поддержки де-тей Министерства образования неуверенно сказали, что детей разрешили вывезти местные власти. В комитете образования Амурской области на наш звонок отреагировали очень бурно: Пока не будет решения суда, комментировать ничего не будем! Когда я спросила, как могли фотографии близнецов оказаться на американском сайте - на том конце провода бросили трубку. А директор детского дома Благовещенска Светлана Лях заявила, что близнецы Тулимовы среди ее воспитанников никогда не значились… Этими словами завершается расследование. На фотографии, заимствованной из американской газеты, запечатлена образцовая семья с тремя русскими детишками, головы которых обведены кружками для пущей наглядности. Имеется подтекстовка: Женя, Витя и Володя еще не знают, что ждет их впереди .

Как явствует из содержания материала, автор основывается на публикациях американских СМИ и Интернета и комментирует приведенные ими факты. Никаких ссылок на зарубежные источники, за исключением названной фотографии, не имеется. До заключительного раздела автор решает реферативные задачи: ведет поиск информации в зарубежных СМИ, восстанавливает картину событий на основании собранных фактов, структурирует свое исследование, придает ему читабельную литературную форму. Авторское отношение к конфликту выражается с помощью изобразительно-выразительных средств и прямых оценок.

В последнем разделе работа с источниками уступает место непосредственной, активной разыскательской деятельности автора, и метод интервью играет при этом главную роль. Все аспекты конфликтной ситуации сплетаются здесь в единый узел, и хотя автор не находит конкретных виновников незаконного усыновления детей, наглядно показанные им безответственность и равнодушие чиновников позволяют читателю самому сделать выводы.

Обращение к Интернету при проведении журналистского расследования может в перспективе привести к совместной работе репортеров разных стран (или отечественных журналистов, аккредитованных в разных странах) над общей проблемой. В таком случае изменения претерпят методы ведения расследования, форма подачи материала, оценка эффективности выступления.

Таким образом, в развитии жанра журналистского расследования, как показывает анализ текстов, прослеживаются несколько тенденций: тяготение к художественной публицистике и активному использованию автором детективных признаков жанра при расследовании кричащих фактов; новаторская постановка и тщательное исследование острой социальной проблемы с ориентацией репортера на анализ системы фактов, добытых с помощью комплексного использования различных методов, в том числе компьютерных технологий; реферативный обзор информационных источников по типу дайджеста, с авторским комментированием почерпнутых фактов при изложении своей версии чрезвычайного события или явления.

Современным журналистским расследованиям свойственны разнообразие и контрастность авторских методов и стилей. Освоение творческого потенциала жанра продолжается.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Основы журналистики:

Несколько слов о фельетоне

News image

Название этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок».

Интервью

News image

Ничто так не интересует человека, как другой человек. Из практики прессы

Головная боль редактора: заголовки. Типичные ошибки

News image

Комната страха

Интервью от журналиста:

Леонид Парфенов. Железный человек

News image

Автор: Евгений Левкович Rolling Stone , №49

Читать...

Путь в журналистику

News image

Взрослые люди . Беседа с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым.

Читать...

`Беседа с президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей Э. Са

News image

...В

Читать...

Линор Горалик

News image

Linor Goralik (1975[Днепропетровск]) Россия (Russia)

Юрий Гейко

News image

Yuriy Geiko ( ...

Николай Иванович Греч

News image

Nikolaj Ivanovich Grech

Хаим Волькович Бейдер

News image

Haim Beyder ( 20.04.1920 года [Купель, Хмельницкая область]- 07.12

Дебора Норвилл

News image

Deborah Norville ( 08.08.1958 года [Далтон штат Джорджия. ]) США (Usa)

Валентин Никитич Игнатенко

News image

Valentin Ignatenko